При проверке нулевой основной гипотезы могут возникнуть две основные ошибки: ошибка первого рода и ошибка второго рода. Ошибка первого рода происходит, когда отклоняется верная нулевая гипотеза, тогда как ошибка второго рода происходит, когда принимается неверная нулевая гипотеза.
В следующих разделах статьи будет рассмотрено подробнее, что такое нулевая гипотеза, как она проверяется и как возникают указанные ошибки. Также будет рассмотрено, как можно уменьшить вероятность ошибок и правильно интерпретировать результаты проверки гипотезы.

Типы ошибок при проверке нулевой основной гипотезы
При проведении статистического анализа данные могут приводить к разным результатам. Важно понимать, что существуют два основных типа ошибок, которые могут возникнуть при проверке нулевой основной гипотезы. Эти ошибки называются ошибкой первого и второго рода.
Ошибка первого рода
Ошибка первого рода возникает, когда нулевая основная гипотеза отвергается, хотя на самом деле она является верной. Вероятность совершить ошибку первого рода обозначается как альфа (α) и называется уровнем значимости. Обычно уровень значимости принимают равным 0,05 или 0,01. Это значит, что существует 5% или 1% вероятность совершить ошибку первого рода при условии, что нулевая основная гипотеза верна.
Ошибка второго рода
Ошибка второго рода возникает, когда нулевая основная гипотеза не отвергается, хотя на самом деле она является ложной. Вероятность совершить ошибку второго рода обозначается как бета (β). Мощность статистического теста определяется как 1 — β. Чем выше мощность, тем меньше вероятность совершить ошибку второго рода.
Ошибки первого и второго рода являются взаимоисключающими: уменьшение вероятности совершить одну из них приводит к увеличению вероятности совершить другую. Поэтому важно найти баланс между уровнем значимости и мощностью статистического теста.
В идеале, при проведении статистического анализа требуется минимизировать оба типа ошибок. Это может быть достигнуто путем увеличения объема выборки, установления более строгих уровней значимости или повторного проведения исследований с применением более точных методов и инструментов.
4.5 Проверка гипотез о дисперсии .
Ошибка первого рода
Одна из основных ошибок, которая может возникнуть при проверке нулевой основной гипотезы, — это ошибка первого рода. Это означает, что мы отвергаем нулевую гипотезу, когда она на самом деле верна.
Ошибка первого рода обычно связана с уровнем значимости, который мы выбираем для нашего исследования. Уровень значимости обозначает вероятность совершить ошибку первого рода. Обычно, стандартный уровень значимости равен 0,05, что означает, что мы готовы принять ошибку первого рода с вероятностью 5%.
Пример
Предположим, у нас есть исследование, в котором мы проверяем гипотезу о том, что средний вес людей в двух разных группах равен. Нулевая гипотеза здесь будет заключаться в том, что средние веса равны, а альтернативная гипотеза будет заключаться в том, что средние веса различаются.
При анализе данных мы получаем p-значение, которое показывает вероятность получить такие или более экстремальные результаты, если нулевая гипотеза верна. Если p-значение меньше нашего уровня значимости (0,05), мы отвергаем нулевую гипотезу и принимаем альтернативную гипотезу.
Однако, существует вероятность, что мы совершим ошибку первого рода и отвергнем нулевую гипотезу, когда она на самом деле верна. Это может произойти из-за статистической вариации в данных или причин, связанных с образом сбора данных или выборки.
Значимость ошибки первого рода
Ошибки первого рода могут иметь серьезные последствия, особенно в случаях, когда принимаются важные решения, основанные на результате исследования. Например, если мы проводим клиническое исследование нового лекарства и отвергаем нулевую гипотезу о его эффективности, когда на самом деле лекарство не работает, это может привести к неправильным рекомендациям по лечению и возможным негативным последствиям для пациентов.
Поэтому, при проведении исследований, необходимо тщательно выбирать уровень значимости и учитывать возможность ошибки первого рода. Также, важно повторять исследования и проводить репликацию результатов, чтобы убедиться в их надежности.

Ошибка второго рода
Одной из возможных ошибок, которая может возникнуть при проверке нулевой основной гипотезы, является ошибка второго рода.
Ошибку второго рода можно определить как ситуацию, когда нулевая основная гипотеза отвергается, хотя она на самом деле является верной. Иными словами, в данном случае мы делаем вывод о наличии эффекта или различий между группами, когда его на самом деле нет.
Статистические тесты могут дать ложно-положительные или ложно-отрицательные результаты. Ложно-положительными результатами являются ошибки первого рода, когда мы отвергаем верную нулевую гипотезу. Ошибки второго рода, в свою очередь, происходят тогда, когда мы не отвергаем нулевую гипотезу, хотя она на самом деле неверна.
Вероятность совершения ошибки второго рода обозначается символом β₂. Величина β₂ напрямую связана с размером выборки, уровнем значимости и желаемой силой статистического теста. Чем больше выборка, тем меньше вероятность ошибки второго рода. Также, уменьшение уровня значимости или увеличение желаемой силы теста может также снизить вероятность ошибки второго рода.
Мощность и размер эффекта
Мощность и размер эффекта являются двумя ключевыми концепциями в контексте статистической проверки гипотез. Понимание этих понятий поможет новичкам лучше разобраться в процессе проверки гипотез и оценке статистической значимости результатов.
Мощность
Мощность статистического теста показывает вероятность того, что мы отклоним нулевую гипотезу, когда на самом деле она неверна. Другими словами, мощность теста определяет насколько хорошо статистический тест способен обнаружить наличие истинного эффекта в данных.
Мощность зависит от нескольких факторов, включая уровень значимости (обычно обозначается как α), размер выборки, а также размер эффекта. Чем больше мощность, тем менее вероятно совершение ошибки второго рода, т.е. принятие нулевой гипотезы, когда она на самом деле ложна.
Размер эффекта
Размер эффекта связан с практической значимостью и силой воздействия, которую исследуемая переменная оказывает на зависимую переменную. Он показывает величину разницы между группами или связь между переменными в исследовании.
Размер эффекта может быть экспрессирован различными способами, включая стандартизированные показатели, такие как коэффициент корреляции или стандартные отклонения. Важно отметить, что размер эффекта не зависит от размера выборки, и он оценивается в контексте конкретной проблемы или исследования.
Взаимосвязь между мощностью и размером эффекта
Взаимосвязь между мощностью и размером эффекта обратная: при большом размере эффекта мощность теста увеличивается, а при малом размере эффекта мощность снижается. Это означает, что для обнаружения очень малого эффекта требуется больший объем выборки, чем для обнаружения большого эффекта.
При планировании эксперимента или исследования важно учитывать размер эффекта и мощность теста, чтобы иметь возможность достоверно обнаружить и измерить эффект интересующих нас переменных или гипотез.

Уровень значимости
Уровень значимости – это статистическая мера, которая используется для определения, насколько результаты исследования или эксперимента могут быть считаны статистически значимыми. Он обычно обозначается как α (альфа) и представляет собой вероятность совершить ошибку первого рода – отклонить нулевую гипотезу, когда она на самом деле верна.
Ошибки первого и второго рода – это два типа ошибок, которые могут возникнуть при проверке статистической гипотезы. Ошибка первого рода происходит, когда мы отвергаем нулевую гипотезу, когда она на самом деле верна. Ошибка второго рода происходит, когда мы принимаем нулевую гипотезу, когда она на самом деле неверна.
Значимость уровня значимости
Уровень значимости обычно выбирается исследователем до проведения эксперимента или анализа данных. Обычно принятый уровень значимости составляет 0,05 или 0,01, что означает, что исследователь готов принять вероятность ошибки первого рода в 5% или 1% соответственно.
Выбор уровня значимости зависит от конкретной ситуации и целей исследования. Если результаты исследования должны быть высоко достоверными и невозможность совершить ошибку первого рода критична, то уровень значимости следует установить очень низким (например, 0,01). Если результаты исследования предполагается использовать для ориентировочных выводов, уровень значимости может быть выбран немного выше (например, 0,05).
Статистически значимые результаты
Если p-значение (вероятность получить наблюдаемые результаты или еще более экстремальные при условии верности нулевой гипотезы) меньше или равно выбранному уровню значимости (α), то результаты считаются статистически значимыми. Это означает, что мы можем отклонить нулевую гипотезу и принять альтернативную гипотезу.
Однако стоит отметить, что в статистике невозможно доказать или подтвердить истинность какой-либо гипотезы на 100%. Вместо этого, мы можем только получить статистически значимые результаты, которые подтверждают вероятность верности альтернативной гипотезы. Дальнейшие исследования и подтверждение результатов другими методами могут быть необходимы для сильного утверждения.
Важно помнить, что уровень значимости и p-значение не являются единственными факторами, которые следует учитывать при интерпретации статистических результатов. Размер выборки, методы анализа данных и другие факторы также должны быть учтены при оценке статистической значимости и достоверности результатов.
Параметры выборки
Параметры выборки являются важными характеристиками набора данных, которые используются в статистическом анализе. Изучение этих параметров позволяет нам лучше понять выборку, а также делать выводы о популяции, из которой была взята выборка.
Один из ключевых параметров выборки — это среднее значение, которое представляет собой сумму всех значений выборки, деленную на количество этих значений. Среднее значение позволяет нам оценить типичное значение в выборке и сравнить его с другими значениями.
Еще одним важным параметром выборки является дисперсия, которая измеряет разброс значений в выборке относительно их среднего значения. Дисперсия позволяет нам определить, насколько данные в выборке различаются друг от друга.
Кроме среднего значения и дисперсии, важным параметром выборки является стандартное отклонение, которое является квадратным корнем из дисперсии. Стандартное отклонение позволяет нам оценивать, насколько значения в выборке отклоняются от их среднего значения.
Множественные сравнения
Множественные сравнения представляют собой статистический метод, который применяется при анализе множества гипотез одновременно. Они становятся особенно актуальными, когда исследователь проводит несколько тестов гипотез и хочет проверить их одновременно.
Одна из основных проблем множественных сравнений заключается в увеличении вероятности совершения ошибки первого рода (ошибки отвержения верной нулевой гипотезы). Когда мы проводим несколько статистических тестов, вероятность совершить ошибку увеличивается, поскольку каждый тест имеет свою вероятность ошибки первого рода.
Ошибки первого рода и второго рода
В контексте множественных сравнений, ошибки первого рода возникают, когда мы отвергаем верную нулевую гипотезу. Вероятность совершить ошибку первого рода называется уровнем значимости. Ошибки второго рода возникают, когда мы принимаем неверную нулевую гипотезу. Точность нашего теста измеряется мощностью, которая является вероятностью отклонить ложную нулевую гипотезу.
Коррекция уровня значимости
В целях управления риском совершения ошибок первого рода, применяется коррекция уровня значимости. Одним из наиболее распространенных методов коррекции является метод Бонферрони, по которому рассчитывается новый уровень значимости путем деления заданного уровня значимости на количество статистических тестов.
Пример коррекции уровня значимости
Предположим, что у нас есть 5 независимых статистических тестов и мы установили уровень значимости 0.05 для каждого теста. Тогда, при использовании метода Бонферрони, мы разделим уровень значимости на количество тестов (0.05 / 5 = 0.01). Таким образом, уровень значимости для каждого теста будет 0.01 вместо 0.05.
Выбор метода коррекции
Выбор метода коррекции уровня значимости зависит от конкретных обстоятельств и целей исследования. Кроме метода Бонферрони, существуют и другие методы, такие как метод Холма, метод Шидака и метод Бенджамини-Хохберга. Каждый метод обладает своими особенностями и применяется в различных ситуациях.