Деепричастия – это глагольные формы, которые могут иметь как признак деепричастия, так и признаки существительного или прилагательного. Они используются для выражения одновременности, причины, условия, цели и других отношений между действиями и состояниями.
Но при использовании деепричастий, многие люди допускают ошибки, которые могут привести к неправильному пониманию текста. В следующих разделах будет рассмотрено несколько частых ошибок, связанных с правильным использованием деепричастий, и предложены рекомендации по их исправлению. Узнайте, как избежать этих ошибок и улучшить свои навыки письма и говорения на русском языке.

Что такое деепричастия?
Деепричастие – это одна из форм глагола, которая обозначает одновременно действие и признак, а также имеет некоторые признаки наречия. Деепричастие может выражать действие, происходящее одновременно с действием, выраженным главным предложением, или действие, предшествующее действию в главном предложении. Оно имеет свои особенности в построении предложений и может выполнять различные функции в тексте.
Деепричастие образуется при помощи суффикса -вши, -ши или -я, который добавляется к основе глагола. Основа глагола образуется путем отбрасывания окончания инфинитива. Деепричастия могут иметь как активное значение (выполняют действие), так и пассивное значение (подвергаются действию).
Деепричастие может выполнять несколько функций в тексте:
- Составная глагольная форма: Деепричастие может использоваться в качестве составной глагольной формы вместо глагола в предложении. Например: «Ставши старше, она стала более самостоятельной».
- Обстоятельство: Деепричастие может выступать в роли обстоятельства, указывающего на образ действия. Например: «Она гуляла, находясь в полном одиночестве».
- Причастный оборот: Деепричастие может использоваться в причастном обороте, дополняя главное предложение информацией о дополнительном действии. Например: «Увидев меня, она радостно улыбнулась».
- Уточнение: Деепричастие может использоваться для уточнения действия или состояния в главном предложении. Например: «Он спал, потянувшись на широкой кровати».
Важно помнить, что использование деепричастий требует внимательности и точности, чтобы не допустить грамматических ошибок и создать понятный и грамматически верный текст.
Деепричастные обороты и частые ошибки в их использовании. Русский язык 7 класс.
Ошибки в образовании деепричастий
Деепричастие – это сложная грамматическая конструкция, которая сочетает в себе признаки глагола и прилагательного. Оно используется для выражения действия или состояния в дополнение к другому слову или выражению в предложении. В русском языке деепричастия образуются от глаголов и имеют свою собственную форму и значение.
Ошибки при образовании деепричастий могут возникать из-за неправильного понимания и применения данной конструкции. Вот некоторые из распространенных ошибок, которые нужно избегать:
1. Неправильное образование формы деепричастия
Деепричастие образуется путем добавления к корню глагола окончания -я, -в, -ящий или -ший (при изменении по родам и числам). Например:
- Идущий домой, я увидел старого друга. (от глагола «идти»)
- Завтра поехав в другой город, я встречусь с клиентами. (от глагола «поехать»)
Ошибкой будет использование неправильной формы деепричастия, например:
- Идущийся домой, я увидел старого друга.
- Завтра поехавши в другой город, я встречусь с клиентами.
2. Неправильное согласование деепричастия с другими частями речи
Деепричастие должно согласовываться с другими словами в предложении по роду, числу и падежу. Например:
- Бегущий мальчик был очень быстрый. (согласование с существительным)
- Сидящая на скамейке девушка читала книгу. (согласование с прилагательным)
Ошибкой будет неправильное согласование деепричастия, например:
- Бегающий мальчик был очень быстрый.
- Сидящий на скамейке девушка читала книгу.
3. Неправильное использование деепричастия как сказуемого
Деепричастие используется для выражения дополнительной информации о действии или состоянии в предложении, но не должно использоваться в качестве сказуемого. Например:
- Студенты внимательно слушали преподавателя, записывая важную информацию. (правильное использование)
- Студенты внимательно слушали преподавателя, записывали важную информацию. (неправильное использование)
Ошибкой будет использование деепричастия как сказуемого, вместо глагола в соответствующей форме, например:
- Студенты внимательно слушали преподавателя, записывали важную информацию.
4. Неправильное употребление деепричастия как прилагательного
Деепричастие не является прилагательным и не может использоваться в качестве определения. Например:
- Уставший после работы, я решил отдохнуть. (правильное использование)
- Уставший работник решил отдохнуть. (неправильное использование)
Ошибкой будет использование деепричастия в качестве прилагательного, вместо прилагательного в соответствующей форме, например:
- Уставший работник решил отдохнуть.

Ошибки в использовании деепричастий
Деепричастие — это особая грамматическая форма глагола, которая выполняет функции как глагола, так и наречия. Отличительной особенностью деепричастий является окончание -яя, -вши, -вшись. Они выражают одновременность или предшествование действия в отношении действия, выраженного глаголом в предложении.
Однако, при использовании деепричастий допускаются различные ошибки. Они могут быть связаны с неправильным выбором формы деепричастия, неправильной постановкой ударения или синтаксическими ошибками.
1. Ошибки в выборе формы деепричастия
Одна из распространенных ошибок заключается в неправильном выборе формы деепричастия. Например, вместо формы деепричастия прошедшего времени (окончание -вши) может быть использована форма деепричастия настоящего времени (окончание -яя), что приводит к неправильной грамматической конструкции.
Примеры:
- Неправильно: Он положил слушая газету на стол.
- Правильно: Он положил, слушая газету, на стол.
2. Ошибки в постановке ударения
Еще одна частая ошибка при использовании деепричастий — это неправильная постановка ударения. Ударение в деепричастии обычно падает на последний слог, но иногда оно может быть перенесено на предыдущий слог, что приводит к ошибке в словоупотреблении.
Примеры:
- Неправильно: Работая над проектом, он добился успеха.
- Правильно: Работая́ над проектом, он добился успеха.
3. Синтаксические ошибки
Еще одним видом ошибок при использовании деепричастий являются синтаксические ошибки. Они могут быть связаны с неправильным порядком слов в предложении или с неправильным использованием глагольных форм в сочетании с деепричастием.
Примеры:
- Неправильно: Сидя на скамейке, похолодание началось.
- Правильно: Сидя́ на скамейке, я почувствовал, что похолодало.
Итак, при использовании деепричастий необходимо обращать внимание на выбор формы деепричастия, постановку ударения и синтаксическую правильность предложения. Это поможет избежать распространенных ошибок и использовать деепричастия грамотно и правильно.
Ошибки связанные с пунктуацией
Одной из частых ошибок при использовании деепричастий является неправильная пунктуация. Ошибки в пунктуации могут привести к неправильному пониманию текста и снижению его качества. В этом разделе мы рассмотрим несколько распространенных ошибок связанных с пунктуацией при использовании деепричастий.
1. Отсутствие запятой перед деепричастием
Первая ошибка, которую стоит избегать, это отсутствие запятой перед деепричастием. Деепричастие является обособленной частью предложения и требует отделения запятыми. Например:
- Он вышел из комнаты, закрыв за собой дверь.
- Сидя на скамейке, она читала книгу.
В обоих случаях запятая ставится перед деепричастием («закрыв за собой дверь» и «сидя на скамейке»). Запятая делает понятным, что деепричастие является обособленной частью предложения.
2. Лишние знаки препинания
Еще одной ошибкой является использование лишних знаков препинания в предложениях с деепричастиями. Использование лишних знаков препинания может привести к неправильному пониманию и снижению качества текста. Например:
- Он включил музыку, и, плавая в бассейне, расслаблялся.
- Собака лаяла, и, увидев хозяина, радостно виляла хвостом.
В обоих предложениях лишние запятые перед деепричастиями («и» и «равно») создают избыточность и могут затруднить понимание текста. В таких случаях следует избегать использования лишних знаков препинания.
3. Неправильное расположение запятой
Также встречается ошибка в неправильном расположении запятой относительно деепричастия. Запятая должна располагаться перед деепричастием, а не после него. Например:
- Бежав пять километров она устала.
- Пришед в кино, фильм уже начался.
В обоих предложениях запятая стоит после деепричастия («бежав» и «пришед»). Но правильно она должна стоять перед деепричастием («бежав,» и «пришед,»). Правильное расположение запятой помогает добиться ясности и правильного понимания текста.
Используя эти рекомендации, вы сможете избежать распространенных ошибок связанных с пунктуацией при использовании деепричастий. Правильная пунктуация поможет сделать текст более четким, легким для понимания и выразительным.

Ошибки в согласовании деепричастий
Деепричастия являются грамматическими формами глаголов, которые могут иметь признаки одновременности, прошедшего времени или будущего времени. Они выполняют различные функции в предложении, такие как обстоятельства, дополнения или определения.
Однако, при использовании деепричастий, мы можем допустить ряд ошибок в их согласовании с другими частями речи. Некорректное согласование деепричастий может привести к неправильному пониманию предложения или нарушению грамматической правильности.
1. Ошибки в согласовании деепричастий с подлежащими
Одна из наиболее распространенных ошибок — неправильное согласование деепричастия с подлежащим глаголом. Для правильного согласования деепричастия с подлежащим требуется использование соответствующей формы деепричастия в зависимости от лица и числа подлежащего глагола.
- Неправильное согласование с лицом: Например, вместо фразы «Я посмотрел видео, улыбнувшись» следует использовать «Я посмотрел видео, улыбнувшисься».
- Неправильное согласование с числом: Например, вместо фразы «Они отошли, улыбнувшись» следует использовать «Они отошли, улыбнувшисься».
2. Ошибки в согласовании деепричастий с дополнениями
Еще одна распространенная ошибка — неправильное согласование деепричастия с дополнением. Для правильного согласования деепричастия с дополнением требуется использование соответствующей формы деепричастия в зависимости от его рода и числа.
- Неправильное согласование с родом: Например, вместо фразы «Она купила новую книгу, прочитав» следует использовать «Она купила новую книгу, прочитавшую».
- Неправильное согласование с числом: Например, вместо фразы «Они заслужили медали, показав» следует использовать «Они заслужили медали, показавшие».
3. Ошибки в согласовании деепричастий со связкой «быть»
Также можно сделать ошибку при согласовании деепричастия со связкой «быть». Для правильного согласования деепричастия с этой связкой требуется использование соответствующей формы деепричастия в зависимости от времени и наклонения предложения.
- Неправильное согласование с временем и наклонением: Например, вместо фразы «Он был счастлив, рассказав о своем успехе» следует использовать «Он был счастлив, рассказавши о своем успехе».
Важно помнить о правильном согласовании деепричастий с другими частями речи, чтобы избежать ошибок и создать грамматически правильные предложения. Это поможет улучшить понимание текста и уровень письменной грамотности.
Ошибки в переводе деепричастий
Перевод деепричастий – это сложный процесс, требующий внимательного изучения грамматических правил и особенностей языка. При переводе деепричастий часто допускаются ошибки, которые могут существенно изменить смысл предложения или привести к неправильному пониманию текста. В данной статье мы рассмотрим наиболее распространенные ошибки в переводе деепричастий и предоставим рекомендации по их избежанию.
1. Отсутствие соответствующего перевода
Одной из наиболее распространенных ошибок при переводе деепричастий является отсутствие соответствующего перевода. В русском языке не всегда есть точный аналог для деепричастий других языков. В таких случаях необходимо найти наиболее близкий по смыслу перевод или использовать конструкции, которые передают аналогичную функцию в русском языке.
2. Неправильная форма глагола
Деепричастия, как и глаголы, имеют различные формы, которые могут меняться в зависимости от времени, лица, числа и залога. При переводе деепричастий необходимо учитывать правильную форму глагола, чтобы передать корректный смысл предложения. Неправильная форма глагола может привести к искажению смысла или непониманию текста.
3. Неправильный порядок слов
Деепричастия могут изменять порядок слов в предложении. Они могут стоять перед или после главного глагола, что влияет на смысл и структуру предложения. При переводе деепричастий необходимо учитывать этот фактор и использовать соответствующий порядок слов, чтобы передать смысл и структуру предложения на русском языке.
4. Неправильное употребление предлогов
Деепричастия могут требовать определенных предлогов в своем употреблении. Неправильное использование предлогов может привести к искажению смысла или неправильному пониманию предложения. При переводе деепричастий необходимо учитывать требования по употреблению предлогов и использовать правильные предлоги, чтобы передать точный смысл предложения.
5. Неправильный выбор рода и числа
Деепричастия могут изменяться по роду и числу, в зависимости от грамматического контекста. Неправильный выбор рода и числа при переводе деепричастий может привести к непониманию или искажению смысла предложения. При переводе необходимо учитывать правильное согласование деепричастий с другими словами в предложении, чтобы передать точный смысл текста.
| Ошибка | Коррекция |
|---|---|
| Отсутствие соответствующего перевода | Использовать близкий по смыслу перевод или конструкции, передающие аналогичную функцию в русском языке. |
| Неправильная форма глагола | Учитывать правильную форму глагола, чтобы передать корректный смысл предложения. |
| Неправильный порядок слов | Использовать соответствующий порядок слов, чтобы передать смысл и структуру предложения на русском языке. |
| Неправильное употребление предлогов | Учитывать требования по употреблению предлогов и использовать правильные предлоги, чтобы передать точный смысл предложения. |
| Неправильный выбор рода и числа | Учитывать правильное согласование деепричастий с другими словами в предложении, чтобы передать точный смысл текста. |