Кэпсы, наклейки и тамагочи: вспоминаем развлечения детей из 90-х

С началом 90-х рынок детской продукции начал активно расширяться. Дети стали увлекаться коллекционированием — они собирали кепсы, наклейки и вкладыши из жевательных резинок. Об этих и других хобби, которые нередко были связаны с азартными играми, рассказываем в материале.

Тамагочи

Кто не хотел иметь виртуального карманного монстра в детстве? Этот гаджет для многих подростков 90-х был недостижимой мечтой.

Идею создать виртуального питомца предложил в 1987 году предприниматель Акихиро Ёкои. Но она имела один недостаток: животное никогда не умирало, а потому не возникала психологическая привязанность к нему.

В 1996 году одинокая учительница Аки Маита предложила друзьям из компании Bandai создать смертного виртуального питомца, который нуждался бы в постоянном внимании. Таким образом дети учились заботиться о других. Взамен Аки предложили должность в Bandai.

Бум тамагочи (название происходит от объединения японских слов «тамаго» яйцо и «йочи» или «йотти» смотреть на часы) вызывал волнение среди родителей и преподавателей, поскольку дети очень сильно привязывались к игрушке. А американский психолог Эндрю Коэн даже предложил термин — «эффект тамагочи» (когда человек воспринимает неодушевленный предмет как живое существо).

Правда дети 90-х на постсоветском пространстве не так болезненно воспринимали потерю тамагочи и даже научились нехитрым способом «реанимировать» любимцев своего зоопарка.

Сейчас каждый желающий может установить тамагочи на платформы Android или IOS.

Журналы с наклейками

В 1961 году братья Бенито и Джузеппе Панини основали издательскую компанию Panini, которая начала выпускать коллекционные наклейки с футболистами итальянской сборной. С начала 1970-х появились наклейки, посвященные чемпионатам мира по футболу, а с начала 1980-х чемпионатам Европы по футболу. Впоследствии ассортимент пополнили героями кинофильмов, мультфильмов, компьютерных игр и т.п. Подростки собирали наклейки и даже вклеивали их в специальные альбомы, где каждое изображение имело объяснение.

Первые альбомы Panini начали продавать еще в СССР в 1990-м году. Лицензию тогда приобрел издательский дом «Бурда Моден». Коллекцию наклеек посвятили Чемпионату мира по футболу, который состоялся в Италии.

На территории постсоветской России в середине 90-х мальчики собирали коллекцию любимых персонажей компьютерных игр, в частности Mortal Kombat, в который играли на Dendy (тайваньской копии Famicom, а затем на Sega Mega Drive). Также интересными были «Черепашки-ниндзя» благодаря одноименному мультсериалу. Девочки любили кукол Barbie.

Журналы наклеек Panini

Никто тогда не обращал внимание на творчество копирайтеров 90-х, которые придумывали совершенно абсурдные названия разделов вроде «Солдат и убийца». Также не смущали странные рисунки, скриншоты видеоигр и в целом низкое качество печати. Дети копили деньги, чтобы приобрести целлофановый пакетик с наклейками в ближайшем киоске. Конечно, чаще всего попадались повторы, которые нельзя было предложить на обмен друзьям.

К слову, Panini до сих пор выпускают наклейки, посвященные футболу и игре Fortnite. Но сегодня они мало кому интересны.

Кэпсы

Кэпсы, фишки или сотки — эти картонные кругляшки были первой азартной игрой детей 90-х. Главная задача заключалась в том, чтобы ударить о поверхность стопку кэпсов. Игрок забирал те, которые переворачивались лицевой стороной.

История кэпсов началась в XVII веке в Японии. Тогда самураи играли в «Менко» и вместо картонок выбивали глиняные жетоны с изображениями животных, богов и мифических существ. В XIX веке глиняные жетоны заменили обычные картонные карточки, на них можно было увидеть портреты самураев и исторических деятелей Японии, а в XX веке — персонажей аниме, манги и кинофильмов.

кепсы

Похожая игра возникла и на Гавайях в 20-е годы XX века. Дети играли с картонными крышечками от стеклянных бутылок для молока. В 50-х годах их сменили крышечки из-под лимонада POG (Passion Orange Guava). Производители исследовали хайп и начали наносить на крышечки разнообразные рисунки, чтобы дети могли их коллекционировать.

В 90-х уже проходил чемпионат по игре в кэпси, который назывался World POG Federation. Победители могли получить в качестве приза набор редких фишек или бесплатный доступ на аттракционы парка.

Подростки тщательно выбирали место игры, поскольку даже небольшая неровность на асфальте могла отдать преимущество другому игроку. Но проблемой твердых поверхностей было то, что кэпсы затирались и теряли свою ценность. Поэтому самые сообразительные дети специально сгибали «боевые» фишки. Также ходили слухи, что таким образом их было легче выбить.

Вкладыши от жвачек

С жвачкой в СССР связана довольно страшная история. В марте 1975 года во Дворце спорта «Сокольники» в Москве состоялся матч между юниорской сборной СССР «Крылья Советов» и канадской юниорской командой «Берри Кап». Спонсором участия канадцев стала компания Wrigley — известный в то время лидер по производству жвачки. По условию контракта, каждый из игроков получил 15-кг коробку с жевательной резинкой, которую должны были бесплатно раздавать после игры. Этот матч стал третьим в серии, а потому слухи о канадцах, которые угощают подростков жвачкой разлетелись по всей столице.

Посмотреть соревнования пришло 4,5 тыс. зрителей, в том числе и подростки. Когда канадцы начали бросать в толпу жвачку в рекламных целях, дети устроили возле хоккейной арены драку и давку. Это безумие снимали представители компании Wrigley. В результате 21 человек погиб, а 25 человек получили травмы. Это доказывает, что жевательная резинка была настоящим священным Граалем для советских детей.

Кэпсы, наклейки и тамагочи: вспоминаем развлечения детей из 90-х

В 80-х годах, с началом Перестройки, детишки, которые имели деньги и доступ, покупали жвачку «Дональд» и «Турбо». Главной ценностью, конечно, были вкладыши с комиксами о неугомонном диснеевском герое или с изображениями мощных иностранных автомобилей. Романтики покупали девушкам турецкий Love is с ванильными надписями.

Именно тогда появилась игра на выбивание этих вкладышей, которая напоминала кэпсы. Дети клали стопку на ровную поверхность и били по ней ладонью. Победители забирали себе те, что переворачивались на лицевую сторону.

В 90-х бум на жвачку частично спал из-за доступности продукта. Но некоторые экземпляры вкладышей были ценными для коллекционеров. Например, наклейки с фрагментами из фильма «Звездные войны».

А какие увлечения в 1990-х были у вас? Поделитесь в комментариях 🙂

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...